Разработка дизайна логотипа Екатерина Докиль

Суббота, 10 Апрель 2021 16:38

Летопись храма

Автор  Федосеев Игорь, Александр Белоусов
Оцените материал
(5 голосов)

В древности здесь располагался деревянный Вознесенский монастырь. Впервые он упоминается в Лаврентьевской летописи под 1187 годом: «Приходи епископ Черниговский Порфирий ко Всеволоду Гюргевичю Володимерю мира прося у него, абы умирити его с рязанцы с Глебовичи … и стоя в монастыри у Вознесения на самый праздник Вознесения Господня...».

Монастырь находился далеко за городской стеной и предположительно возник в середине XII века во времена правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Его градостроительная политика следовала принципам планировки основателя города — святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Символически Владимир в своей топографии и топонимике был соотнесён со Святой Землёй и Иерусалимом. Дорога к Клязьме, начинавшаяся в 12 веке от Золотых ворот (ныне улица Летнеперевозинская) и высокий холм за городской стеной напоминали Золотые врата Иерусалима, дорогу в Вифанию и на гору Елеонскую, где произошло Вознесение Христа Спасителя (книга Деяний апостолов, 1, 12).

О значении монастыря говорит запись в Лаврентьевской летописи под 1218 годом. Во времена княжения великого князя Константина во Владимир прибыла церковная делегация из Константинополя. «В год 6726 (1218) … пришел епископ Полотский из Царьграда к великому князю Константину [во] Владимир, зная его любовь и желание по отношению ко всему Божественному церковному строению, ко святым иконам и мощам святых и ко всему душеполезному пути, ведущему в жизнь вечную, и принес ему некую часть от страстей от Господних, которыми нас ради Владыка Иисус Христос, от иудеев претерпев, пострадал и мощи святого Лонгина мученика сотника, святые его руки обе, и мощи святой Марии Магдалины. Христолюбивый же князь Константин с радостью великою сотворил празднество светлое по случаю прихода их и оставил святыни у Вознесения в монастыре перед Золотыми воротами. И когда был день святого Воскресения Господня и подошел день памяти святого мученика Лонгина, повелел князь Константин по отпетии заутрени от Святой Богородицы соборной и от Святого Димитрия идти всему народу с крестами, епископу со всем клиром, и сам князь со своими благородными сыновьями и со всеми боярами пошли к Святому Вознесению. Взял же епископ на голову свою святую ту раку, в которой было положено святое то сокровище, и так возвратился в город, и шел к Святому Димитрию, поя и славя Господа нашего Исуса Христа. И ее целовал епископ и христолюбивый князь Константин и все правоверные люди».

Дальнейшая история храма сохранилась для нас в следующих событиях и датах:

1238 г. – монастырь был сожжён во время нашествия войск хана Батыя на Владимир. Но церковь была восстановлена после разорения.

1628 г. - первое после долгого перерыва упоминание храма в Патриарших книгах в списке Владимирских церквей: «Церковь Вознесения Христова на Вознесенской горе».

1718 г. - настоятель храма отец Андрей (Григорьев) подал прошение о разрешении на сбор денег для строительства каменного храма вместо двух обветшавших деревянных церквей.

1724 г. – построена каменная церковь вместо двух деревянных. Это подтверждают данные «Топографического описания провинциального города Владимира 1771 года». На основании этого документа и считается, что существующий храм был построен в 1724 году.

1812 – 1813 гг. - устроен новый иконостас из резного дуба с иконами, написанными в итальянском стиле. Церковь была знаменита этим иконостасом. С северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери, а с западной стороны - построена колокольня.

Эти события связаны с трагедией княжеской семьи Голициных. Герой Отечественной войны 1812 года, майор Дмитрий Николаевич Голицын (1786-1812) в Бородинском сражении был тяжело ранен. Родители решили перевезти его для лечения в Нижний Новгород. Но на половине пути, во Владимире, 20 сентября 1812 года Дмитрий Николаевич всё же умер 25-ти лет от роду. Князя похоронили при Вознесенской церкви. И более ста лет при храме сохранялось его массивное гранитное надгробие. В память о почившем здесь сыне родители сделали пожертвование и украсили Вознесенский храм иконостасом. Литературоведы считают, что писатель Лев Толстой именно князя Дмитрия сделал прототипом образа Андрея Болконского в романе «Война и мир».

1863 г. - с южной стороны храма открыли еще один придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В это время в храме служил священник Евгений Михайлович Воскресенский.

Он был выпускником Киевской духовной семинарии 1857 года. С 1.10.1858 по 30.08.1861 проходил должность учителя Боголюбовского сельского училища. 30.08.1861 рукоположен во священника в нашей Вознесенской церкви. Состоял членом правления духовной семинарии. 11.11.1876 назначен законоучителем Владимирской женской гимназии. С 22.12.1888 по 27.06.1894 занимал должность благочинного городских церквей. 31.05.1892 - возведен в сан протоиерея. По инициативе отца Евгения при Вознесенской церкви была устроена церковно-приходская богадельня для бедных прихожан Вознесенского прихода. Скончался он 19 июня 1899 года.

1893 г. - церковь упоминается как приходская. У храма был большой приход. В число прихожан, кроме владимирцев входили жители деревень Левино Поле, Быковка и других, всего 772 души обоего пола.

Ведёт к храму тихая улица, носящая как храм наименование Вознесенская. К началу 20 века по улице значатся 16 обывательских домов и храм. Два дома (№ 16 и № 18) принадлежали приходу Вознесенской церкви, причт коей состоял из священника и дьякона — псаломщика. На Летнеперевозинскую улицу выходил сад Вознесенского храма. У подножия Вознесенской горы был святой колодец.

Храм Вознесения Господня (фото 1884 года)

 

 

 

 

 

 

Вид на Вознесенскую церковь. 1884 г.

1898 г. - в Вознесенской церкви рукоположен во пресвитера Иоанн Алексеевич Быстровзоров. Отец Иоанн служил в нашем Вознесенском храме с 1898 года до своей смерти в 1918 году.

Священник Иоанн Алексеевич БыстровзоровО том, как добросовестно отец Иоанн совершал своё служение Богу говорит запись в клировой ведомости за 1913 год:

«Священник Иоанн Алексеевич Быстровзоров (священнический сын), родился 9 октября 1874-го года. За труды по разбору старых Консисторских дел и составлению описи преподано Божие Благословение Высокопреосвященнейшим Сергием (Спасским) 1-го сентября 1902-го года. За труды по сбору пожертвований на женское Епархиальное Училище 10-го октября 1902-го года преподано Архипастырское благословение.

19 января 1904 года награжден набедренником. 28 Марта 1907 года награжден скуфьею. 6-го мая 1913-го года награжден камилавкою. Есть дом на церковной земле и дом на собственной земле. Во Владимирской Духовной Семинарии окончил курс со званием студента (1896 год). Состоял учителем Архангельской второклассной церковно-приходской школы (с 1896 по 1898 год). Рукоположен в священники в Вознесенской г. Владимира церкви (1898 год). Грамоту имеет. Состоял членом Архивной Комиссии по разбору старых Консисторских дел (с 1899 по 1902 год). Был членом Комиссии по освидетельствованию фундаментальной библиотеки Духовной Семинарии(1899 год). Был членом Комиссии по освидетельствованию ученической библиотеки Духовной Семинарии (с 1900 по 1907 год). Состоял членом делопроизводителем Комиссии по сбору пожертвований на устройство зданий женского Епархиального Училища (с 1900 по 1902 год). Состоял членом - казначеем Владимирского уездного отделения Епархиального Училищного Совета (с 1902 по 1905 год). Состоял членом временного ревизионного Комитета для документальной поверки экономического отчета в Епархиальных суммах по Владимирскому Духовному Училищу (с 1904 по 1907 год). Состоял членом строительной Комиссии Владимирского Духовного Училища (с 1905 по 1908 год). Состоял членом Контрольного Комитета Владимирского Епархиального церковно-свечного завода (с 1906 по 1909 год). Состоял членом Ревизионной Комиссии по освидетельствованию имущества и библиотеки Владимирского Духовного Училища (1908 год). Состоял Законоучителем двухклассного железнодорожного училища Министерства народного просвещения при станции Владимир (с 1899 по 1911 год). Состоял Членом Комиссии по поверке судной графы Клировых ведомостей согласно дел Духовной Консистории (в 1911 году) с 1890 года. В настоящее время состоит: Членом Владимирского Уездного Отделения Владимирского Епархиального Училищного Совета (с 1902 года). Членом Правления Владимирского Духовного Училища (с 1907 года). Членом Строительной Комиссии по устройству зданий для Владимирского Епархиального женского Училища (1909 год) и делопроизводителем (с 1910 года). Законоучитель 6-го приходского Городского Училища (с 1911 года). Председатель Контрольного Комитета при Владимирском Епархиальном церковно-свечном Заводе (с 1912 года). Взысканиям не подвергался и под следствием не состоит. За штатом и без места не был. Поведения отлично хорошего.»

За храмом стоит каменный двухэтажный дом. [Дом номер 16]. Его на улице называли «церковный дом», «белый дом». Тогда он был окрашен в белый цвет. Это был дом семьи Быстровзоровых.
Церковные дома на улице Вознесенской рядом с храмом
После революции Быстровзоровы стали подвергаться притеснениям. Их дом новое государство сочло церковным имуществом и отобрало в соответствии с «Декретом о свободе совести, церковных и религиозных обществах».

Дух озлобления и безбожия захватил души многих русских людей. В 1924 году в небольшой заметке в газете «Призыв» (05.07.1924г.) описывается случай хулиганства, когда кто-то сбрасывал кладбищенские надгробья вниз на дорогу, проходящую рядом с Вознесенской церковью.

В это время священником в храме служил Константин Константинович Богородский.
Священник Константин Константинович Богородский

Семья Богородских жила в доме №18, следующем ниже по улице, соседнем с домом Быстровзоровых. Его на улице называли «дьяков дом». Сначала отец Константин служил в нашей Вознесенской церкви дьяконом. Об этом упоминается в документе от 30.08.1904 года. Точная дата рукоположения во пресвитера неизвестна. Но отец Константин служил священником в Вознесенском храме примерно до 1930 года. Потом с связи с гонениями он был вынужден уехать из города и его назначили приходским священником в церкви Флора и Лавра в селе Суворотском. Подробнее о судьбе семей Богородских и Быстровзоровых можно узнать на сайте воскресной школы www.sundayschool33.ru.

 

В те годы открытое разрушение русской христианской культуры стало государственной политикой. В 1927 в целях искоренения духовного наследия русского народа во Владимире 62 улицы, связанные с Православными традициями, утратили подлинные наименования. В их числе оказалась и Вознесенская улица, которая получила новое название в честь рязанского вице-губернатора и писателя сатирика М. Е. Салтыкова — Щедрина. Местные жители называли её проще — Щедринка. Историческое название было возвращено улице в 1990 году.

1928 г. – церковь упоминается как действующая. Эти последние годы перед закрытием храма связаны с именами архидиакона Лебедева Михаила Петровича, регента Платонова Ивана Ивановича и певчих приходского хора.

Лебедев Михаил Петрович (1895-1930) был одним из ближайших помощников святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Во время многочисленных раскольнических искушений того времеархидиакон Лебедев Михаил Петровични отец Михаил проявил себя на деле крепко стоящим в Вере и Церковных Канонах, и за это был приглашён святителем Тихоном для совместного служения после кончины патриаршего архидиакона Константина Васильевича Розова в 1923 году. То есть - в самое суровое время гонений, когда само по себе такое решение было для отца Михаила исповедническим. Люди, близкие к святителю Тихону, были особенно ненавистны властям. Все они были вскоре репрессированы. При этом сам святитель Тихон, отказываясь от предложения уехать из страны, сказал так: "Вы говорите - плохи большевики, но ведь и они - мои [духовные] дети. Как же я могу бросить их?". Вероятно и его окружение считало так же.

После двух трёхлетних ссылок Михаил Петрович стал служить в нашем храме.

Регент церковного хора Платонов Иван Иванович

В это время здесь пел замечательный, славившийся на весь город, церковный хор под руководством Ивана Ивановича Платонова. Личность и талант патриаршего архидиакона и такой хор очень привлекали верующих и это не могло не вызвать ненависть гонителей христиан.

По вымышленному поводу весь клир храма был арестован осенью 1930 года. Отец Михаил был тогда же расстрелян, а остальные сосланы в концлагеря. Позже, в другую волну репрессий 1935 - 1938 годов — опять репрессированы, а Иван Иванович Платонов - расстрелян. Потом они были государством полностью реабилитированы, то есть официально признаны не виновными.

 

 

Святитель Тихон в центре в нижнем ряду. Архидиакон Михаил Петрович Лебедев в третьем ряду в центре с белым букетом. Во втором ряду между ними - протоиерей Илья Иванович Зотиков, также ближайший сподвижник святителя Тихона

 

 

 

 

 

 

Святитель Тихон и архидиакон Михаил Лебедев

1934 г. - церковь закрыта. Служение в храме насильственно прекращено. Его здание, возведенное во славу Божию благочестием русского народа, по разному использовалось в советское время. Но всё это было по церковным канонам недопустимо.

1937 — до конца тридцатых годов в храме было зернохранилище.

1940-е гг. - в храме располагался один из 17 отделов владимирского концлагеря для немецких военнопленных № 190. Всего здесь находилось 800 человек. Из воспоминаний одного из тех, кто отбывал здесь заключение и впоследствии посетил Владимир следует, что и в послевоенные годы церковь хранила изначальный интерьер и свой иконостас.

В 1949 г. концлагерь был закрыт. А в храме начали оборудовать обувную фабрику.

1949-1988 г. – в церкви находились цеха обувной фабрики. Сделаны внутренние и внешние перестройки храма. При этом внутреннему убранству был нанесён непоправимый ущерб.

1960 г. - здание Вознесенской церкви, согласно постановлению Совета министров РСФСР, было формально признано памятником архитектуры республиканского значения.

1988 г. - обувную фабрику перевели в новые производственные помещения, а здание церкви передано верующим. Это был первый православный храм в городе, возвращенный Церкви.

Состояние храма перед передачей его Епархиальному управлению

Вид храма в 1988 году.

1990 г. – храм освящён. 24 мая 1990 г., в день празднования престольного праздника Вознесения Господня, храм освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин (Мищук). Вновь, через 60 лет запустения, здесь была отслужена Божественная Литургия.

Настоятелем храма в то время был протоиерей Дмитрий Юртин (8.11.1924 — 27.10.1993). Большое участие в восстановлении храма принимал трагически погибший и похороненный при храме мирянин Максим Анатольевич Фёдоров (9.08.1970 — 31.03.1997).

В тот начальный период возрождения Церкви на территории Вознесенского храма планировалось создание духовно-административного центра Владимирской епархии, однако потом Епархиальное управление решили разместить в стенах Рождественского монастыря. Вознесенский храм мог вновь оказаться монастырским, но окончательно стал приходским.

Почитание Божией Матери в церковном сознании неразрывно связано с прославлением Господа нашего Иисуса Христа. В храме, посвященном Вознесению Господа, южный и северный приделы освящены в честь праздников Богородицы - Благовещения Божией Матери и Её Покрова.

В Вознесенском храме находится великая святыня - образ прпп. Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского с частицей их святых мощей.

Настоятелем храма в период с 1993 по 1997 годы был протоиерей Владимир Ведерников.

При храме действует воскресная школа. Ее бытие начиналось при Успенском кафедральном соборе в 1989 г., но в связи с тем, что в 1990 г. Вознесенский храм планировалось использовать в качестве общеепархиального центра, воскресную школу решили перевести из Успенского Собора на Вознесенскую горку. Сегодня школа состоит из трех групп: младшей, средней и старшей. Проводятся занятия и для родителей.

Настоятель храма митрофорный протоиерей Владимир Передернин

Неоценим вклад в восстановление храма Вознесения его действующего настоятеля митрофорного протоиерея отца Владимира (Передернина). Его стараниями был постепенно проведён обширный ремонт интерьера церкви и прилегающей территории. Уже третий десяток лет отец Владимир буквально живёт заботами о храме и его приходе. Современный ухоженный вид храма — это его заслуга. Примечательно, что при таких больших хозяйственных заботах для отца Владимира главным и любимым делом всё-же осталось чинность и торжественность богослужений, что сразу заметно, когда присутствуешь на его службах. Дай Бог ему и всем благоукрасителям нашего храма многая и благая лета.




При подготовке статьи использовались материалы, собранные отцом иеромонахом Варфоломеем (Мининым).

 

 

Скачать фотографии храма до реставрации

Прочитано 4383 раз Последнее изменение Понедельник, 12 Апрель 2021 19:10
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Виды храма после передачи Епархиальному управлению

Дружественные сайты